You fell in love with the dream to fuck forever endlessly But you don't, and that's ok The rest is better anyway (c) Darren Hayes
Аватар
много всякого понаписала об и не совсем об.
учитаться
Вот уж за что можно безоговорочно уважать Джеймса Кэмерона, так это за то, как он тратит большие деньги. Со времен «Титаника» прошло 12 лет, но он не торопился. Потихоньку засвечиваясь в малоизвестных проектах, Джим мало-помалу, аккуратно, дотошно, старательно шлифовал каждую мелочь и глобальность «Аватара» и планеты Пандоры. Первые полтора часа из двух часов сорока минут фильма зрителя неспешно погружают в мир Пандоры – яркий, наполненный незнакомой жизнью, с богатейшей природой и всякими фантастическими вкусностями вроде парящих в воздухе огромных островов, гигантских деревьев, разных животинок – мелких и не очень, милых и… не очень милых; и, конечно, в житие-бытие местных жителей. Они почти в два раза выше человека ростом, синекожие, у них есть ушки, хвостик и еще одна штуковина, похожая на длинную косичку, свисающую с головы, с помощью которой они вступают в некий симбиоз со всем вокруг - с «конями», чтобы скакать верхом, с летающими типа птеродактилями, чтобы передвигаться по воздуху, с веточками дерева «эйвы», чтобы пообщаться с духами ушедших и с самой сущностью своей планеты.
Ощущение «я там был, я побывал на Пандоре» - не отпускает меня до сих пор, хотя я вовсе не Аймаксе фильм смотрела. Пандора, созданная целиком и полностью на компьютере, абсолютно реальна, будто снята на натуре для документального кино канала ВВС. Не менее реальны и жители Пандоры. Любые картинки в инете и журналах не способны передать, насколько народ На’ви и отдельные его представители красивы, изящны, грациозны и … настоящие, не мультяшной настоящестью, именно НАСТОЯЩИЕ.
Теперь земляне. Их девиз, озвученный одним их героев, следующий: «Если вам что-то понравилось у других, и вы хотите это забрать себе, вы объявляете их врагами и начинаете грабить и убивать».
Земляне, приехавшие на Пандору добывать некий минерал, который якобы должен разрешить энергокризис на Земле, их техника и масштаб баз, карьеров для добычи этого минерала, военных и прочих машин, не уступают по мощи великолепной природе Пандоры. Если уж экскаватор, так в километр высотой, способный подмять под себя могучие вековые деревья, если какая-нибудь разработка на поверхности, так с высоты «птичьего полета» она смотрится как кровоточащая язва, если уж доказывать что-то местным, так не больше не меньше снесением под корень близрасположенного «Эмпайр Стэйт Билдинг» (образно, конечно, это было ну очеееень гигантское дерево-город). Конфликт интересов, без всякого словесного сопровождения, налицо.
Разрешение конфликта снято как по учебнику: сначала обе стороны произносят речи, потом следует ГЛОБАЛЬНОЕ МОЧИЛОВО, и наконец сражение один на один главгада и главгероя. Побеждает (спойлер!) добро. Что, вообще говоря, для Кэмерона странно – Терминатора он расплавил, ДиКаприо утопил, в «Чужих» тоже не слава богу все закончилось. Но фантастическая сказка на то и сказка. Фантастическая.
Прелесть «Аватара» вовсе не в сюжете, который колеса не изобретает (о параллелях в фантастике позже, но та же диснеевская «Покахонтас» в сравнение напрашивается). «Аватар» увлекает размахом происходящего, запоминающимися персонажами и мельчайше проработанным каждым без исключения кадром.
Кэмерон – большая умница и отлично работает с актерами. Хотя все без исключения персонажи и их поведение «просчитываются» (ибо несколько, не побоюсь этого слова, категорично-шаблонны), но приятны и очень обаятельны. Главгад, он же главный военный, с самого начала сверкает абсолютно безумными глазами а-ля «всех убъю, один останусь». Джованни Рибизи в роли главы корпорации, добывающей минерал, и нанявшей спецназ, чтоб отгонять местных, не видит ничего дальше собственного носа и кошелька – и в итоге трясет нижней губой и потрясенно таращится, обалдев от того, насколько жестоки военные, выполняющие его же приказы. Сигурни Уивер великолепна: в силу возраста она играет не «молодую сильную и умную женщину», а «пожилую сильную и умную женщину», и как всегда безупречно – ученый-биолог, вечно смолящая сигареты, презирающая бравых солдатиков с автоматами, пытается подружиться с народом Пандоры, понять их жизнь, и, конечно, понять и описать необычную планету с всеобщим симбиозом биосферы и ноосферы. Зои Салдана в роли главгероини Нейтири сверкает безупречной и настолько искренней и доброй улыбкой, насколько это вообще возможно. Ну а главгерой (Сэм Уортингтон) вообще красавец. Внешне тоже. Наверно, именно в силу того, что он – бывший морпех и человек простой, но честный, порядочный (и, конечно, храбрый и самоотверженный, у нас тут фантастическая сказка) – ему легче было принять и полюбить образ жизни и ценности народа На’ви; и впоследствии защищать их всеми силами.
В итоге «Аватар» видится мне превосходным зрелищем с симпатичным ненавязчивым сюжетом, без всякого налета комедийности, стеба, цинизма или чернухи, т.е. без жанровых экспериментов. Как если бы я съездила туда, на Пандору, в отпуск, и меня ни разу не ограбили воришки и я ни разу не отравилась местной кухней. :Ь
А вот станет ли «Аватар» классикой кинофантастики, вопрос спорный. Сколько раз и кто пересматривал «Кинг Конга» Питера Джексона? Я – ни разу, при всем при том, что фильм в кинотеатре смотрелся офигигительно, и ему вешали ярлыки «классика» еще до выхода в прокат.
Почему-то в «Аватаре» я не увидела ничего такого, что запало бы в душу глубоко и надолго.
(Терминатор-2, лив форевер!)
А теперь оффтоп про параллели в фантастической литературе, который я и папа развели сразу после выхода из кинотеатра. Параллелей целых две, и обе касаются Гарри Гаррисона.
Трилогия Гаррисона «Мир смерти» и мир Пандоры, живущий в глобальном симбиозе – ну, скажем Гаррисон сочинял на эту тему первым. В «Мире смерти» Гаррисона описывается планета, смертельная для любых пришельцев, если только они не подходят ей психологически, не обладают неким набором индивидуальных качеств (как правило, все эти качества из разряда пацифизма, любви к животным, желания слиться с природой, с тем, что дает планета, а не покорять ее и строить на ней железобетонные конструкции на осушенных болотах). Там была такая особая биосфера, слитая воедино с ноосферой, по-быстрому эволюционирующая шипы на растениях, пробивающих скафандры, создающая животных, выделяющих токсины, если их убивали, и все такое прочее. В «Аватаре» идейно творится то же самое – попросил главгерой помощи у планеты - и налетели на вертолеты землян стаи птеродактилей, поперли напролом местные «носороги», сшибая спецназовцев в бронированных экзо-скелетах (привет «Матрице-революции»).
Трилогия Гаррисона «Запад Эдема» и категорическая обоюдная несовместимость между культурой\цивилизацией техногенной и биогенной в «Аватаре». Гаррисон описал альтернативное развитие истории на Земле – динозавры не вымерли от метеорита или чего там еще, отчего они вымерли на самом деле; постепенно один из видов ящеров эволюционировал в расу разумных существ, крайне интеллектуальных, но использующих исключительно биотехнологии (если слово «технология» к ним вообще применимо). Они жили в огромных, выведенных генетически, городах-деревьях, у них было сложноустроенное общество, необыкновенно сложный язык, интересная философия, а в научном плане очень развита генная инженерия – животные-«плащи», выделяющие тепло (ящерки-то холоднокровные), животные-«оружие», плюющиеся дротиками с ядом, животные-«микроскопы» с огромными глазами-линзами, животные-«лодки», чтобы передвигаться по рекам, животные-«океанские лайнеры», на которых ящеры пересекали океаны и расселились по всем теплых континентам, и много других животных с определенной функцией. Одновременно эволюционировали и млекопитающие, т.е. появились на свет и ЛЮДИ, изначально живущие в более северных землях и развивающие собственную культуру и «зачатки» науки именно в техногенном ключе – огонь, железные изделия, навигация по звездам, корабли из срубленных деревьев, одежда из «мертвых выделанных растений» и так далее. Потом, в силу того, что наступал ледниковый период, люди и разумные ящеры встретились в местах потеплее и фауной побогаче, и началось то самое категорическое непонимание. Суть всего этого показана и в «Аватаре» - одна планета = один способ жизни, никак не два противоположных.
много всякого понаписала об и не совсем об.
учитаться
Вот уж за что можно безоговорочно уважать Джеймса Кэмерона, так это за то, как он тратит большие деньги. Со времен «Титаника» прошло 12 лет, но он не торопился. Потихоньку засвечиваясь в малоизвестных проектах, Джим мало-помалу, аккуратно, дотошно, старательно шлифовал каждую мелочь и глобальность «Аватара» и планеты Пандоры. Первые полтора часа из двух часов сорока минут фильма зрителя неспешно погружают в мир Пандоры – яркий, наполненный незнакомой жизнью, с богатейшей природой и всякими фантастическими вкусностями вроде парящих в воздухе огромных островов, гигантских деревьев, разных животинок – мелких и не очень, милых и… не очень милых; и, конечно, в житие-бытие местных жителей. Они почти в два раза выше человека ростом, синекожие, у них есть ушки, хвостик и еще одна штуковина, похожая на длинную косичку, свисающую с головы, с помощью которой они вступают в некий симбиоз со всем вокруг - с «конями», чтобы скакать верхом, с летающими типа птеродактилями, чтобы передвигаться по воздуху, с веточками дерева «эйвы», чтобы пообщаться с духами ушедших и с самой сущностью своей планеты.
Ощущение «я там был, я побывал на Пандоре» - не отпускает меня до сих пор, хотя я вовсе не Аймаксе фильм смотрела. Пандора, созданная целиком и полностью на компьютере, абсолютно реальна, будто снята на натуре для документального кино канала ВВС. Не менее реальны и жители Пандоры. Любые картинки в инете и журналах не способны передать, насколько народ На’ви и отдельные его представители красивы, изящны, грациозны и … настоящие, не мультяшной настоящестью, именно НАСТОЯЩИЕ.
Теперь земляне. Их девиз, озвученный одним их героев, следующий: «Если вам что-то понравилось у других, и вы хотите это забрать себе, вы объявляете их врагами и начинаете грабить и убивать».
Земляне, приехавшие на Пандору добывать некий минерал, который якобы должен разрешить энергокризис на Земле, их техника и масштаб баз, карьеров для добычи этого минерала, военных и прочих машин, не уступают по мощи великолепной природе Пандоры. Если уж экскаватор, так в километр высотой, способный подмять под себя могучие вековые деревья, если какая-нибудь разработка на поверхности, так с высоты «птичьего полета» она смотрится как кровоточащая язва, если уж доказывать что-то местным, так не больше не меньше снесением под корень близрасположенного «Эмпайр Стэйт Билдинг» (образно, конечно, это было ну очеееень гигантское дерево-город). Конфликт интересов, без всякого словесного сопровождения, налицо.
Разрешение конфликта снято как по учебнику: сначала обе стороны произносят речи, потом следует ГЛОБАЛЬНОЕ МОЧИЛОВО, и наконец сражение один на один главгада и главгероя. Побеждает (спойлер!) добро. Что, вообще говоря, для Кэмерона странно – Терминатора он расплавил, ДиКаприо утопил, в «Чужих» тоже не слава богу все закончилось. Но фантастическая сказка на то и сказка. Фантастическая.
Прелесть «Аватара» вовсе не в сюжете, который колеса не изобретает (о параллелях в фантастике позже, но та же диснеевская «Покахонтас» в сравнение напрашивается). «Аватар» увлекает размахом происходящего, запоминающимися персонажами и мельчайше проработанным каждым без исключения кадром.
Кэмерон – большая умница и отлично работает с актерами. Хотя все без исключения персонажи и их поведение «просчитываются» (ибо несколько, не побоюсь этого слова, категорично-шаблонны), но приятны и очень обаятельны. Главгад, он же главный военный, с самого начала сверкает абсолютно безумными глазами а-ля «всех убъю, один останусь». Джованни Рибизи в роли главы корпорации, добывающей минерал, и нанявшей спецназ, чтоб отгонять местных, не видит ничего дальше собственного носа и кошелька – и в итоге трясет нижней губой и потрясенно таращится, обалдев от того, насколько жестоки военные, выполняющие его же приказы. Сигурни Уивер великолепна: в силу возраста она играет не «молодую сильную и умную женщину», а «пожилую сильную и умную женщину», и как всегда безупречно – ученый-биолог, вечно смолящая сигареты, презирающая бравых солдатиков с автоматами, пытается подружиться с народом Пандоры, понять их жизнь, и, конечно, понять и описать необычную планету с всеобщим симбиозом биосферы и ноосферы. Зои Салдана в роли главгероини Нейтири сверкает безупречной и настолько искренней и доброй улыбкой, насколько это вообще возможно. Ну а главгерой (Сэм Уортингтон) вообще красавец. Внешне тоже. Наверно, именно в силу того, что он – бывший морпех и человек простой, но честный, порядочный (и, конечно, храбрый и самоотверженный, у нас тут фантастическая сказка) – ему легче было принять и полюбить образ жизни и ценности народа На’ви; и впоследствии защищать их всеми силами.
В итоге «Аватар» видится мне превосходным зрелищем с симпатичным ненавязчивым сюжетом, без всякого налета комедийности, стеба, цинизма или чернухи, т.е. без жанровых экспериментов. Как если бы я съездила туда, на Пандору, в отпуск, и меня ни разу не ограбили воришки и я ни разу не отравилась местной кухней. :Ь
А вот станет ли «Аватар» классикой кинофантастики, вопрос спорный. Сколько раз и кто пересматривал «Кинг Конга» Питера Джексона? Я – ни разу, при всем при том, что фильм в кинотеатре смотрелся офигигительно, и ему вешали ярлыки «классика» еще до выхода в прокат.
Почему-то в «Аватаре» я не увидела ничего такого, что запало бы в душу глубоко и надолго.
(Терминатор-2, лив форевер!)
А теперь оффтоп про параллели в фантастической литературе, который я и папа развели сразу после выхода из кинотеатра. Параллелей целых две, и обе касаются Гарри Гаррисона.
Трилогия Гаррисона «Мир смерти» и мир Пандоры, живущий в глобальном симбиозе – ну, скажем Гаррисон сочинял на эту тему первым. В «Мире смерти» Гаррисона описывается планета, смертельная для любых пришельцев, если только они не подходят ей психологически, не обладают неким набором индивидуальных качеств (как правило, все эти качества из разряда пацифизма, любви к животным, желания слиться с природой, с тем, что дает планета, а не покорять ее и строить на ней железобетонные конструкции на осушенных болотах). Там была такая особая биосфера, слитая воедино с ноосферой, по-быстрому эволюционирующая шипы на растениях, пробивающих скафандры, создающая животных, выделяющих токсины, если их убивали, и все такое прочее. В «Аватаре» идейно творится то же самое – попросил главгерой помощи у планеты - и налетели на вертолеты землян стаи птеродактилей, поперли напролом местные «носороги», сшибая спецназовцев в бронированных экзо-скелетах (привет «Матрице-революции»).
Трилогия Гаррисона «Запад Эдема» и категорическая обоюдная несовместимость между культурой\цивилизацией техногенной и биогенной в «Аватаре». Гаррисон описал альтернативное развитие истории на Земле – динозавры не вымерли от метеорита или чего там еще, отчего они вымерли на самом деле; постепенно один из видов ящеров эволюционировал в расу разумных существ, крайне интеллектуальных, но использующих исключительно биотехнологии (если слово «технология» к ним вообще применимо). Они жили в огромных, выведенных генетически, городах-деревьях, у них было сложноустроенное общество, необыкновенно сложный язык, интересная философия, а в научном плане очень развита генная инженерия – животные-«плащи», выделяющие тепло (ящерки-то холоднокровные), животные-«оружие», плюющиеся дротиками с ядом, животные-«микроскопы» с огромными глазами-линзами, животные-«лодки», чтобы передвигаться по рекам, животные-«океанские лайнеры», на которых ящеры пересекали океаны и расселились по всем теплых континентам, и много других животных с определенной функцией. Одновременно эволюционировали и млекопитающие, т.е. появились на свет и ЛЮДИ, изначально живущие в более северных землях и развивающие собственную культуру и «зачатки» науки именно в техногенном ключе – огонь, железные изделия, навигация по звездам, корабли из срубленных деревьев, одежда из «мертвых выделанных растений» и так далее. Потом, в силу того, что наступал ледниковый период, люди и разумные ящеры встретились в местах потеплее и фауной побогаче, и началось то самое категорическое непонимание. Суть всего этого показана и в «Аватаре» - одна планета = один способ жизни, никак не два противоположных.
@темы: кино